среда, 6 февраля 2013 г.

“Калининград” под прицелом: стоит ли паниковать?”

Дмитрий Силаев, независимый эксперт по поисковому продвижению

Начал интересоваться поисковым продвижением и технологиями еще в 2009 году, активно занимается SEO с конца 2010. Работу в Ingate начал в январе 2011 в роли маркетолога. Принимал участие в разработке таких сервисов, как Rookee, Rooletka, Babkee. Среди интересов — SEO, социальные сети и SMM, маркетинг, блоггинг, кино и активный отдых.


Чуть больше месяца назад Яндекс представил новую поисковую платформу под названием “Калининград”. Ее суть заключается в формировании персональной выдачи для каждого пользователя на основании его поисковой истории и предпочтений. SEO-сообщество неоднозначно восприняло данное нововведение: у кого-то началась паника, а кто-то, наоборот, встретил новость спокойно.

Как бы то ни было, я предлагаю взглянуть на новую поисковую платформу, разобраться, из каких частей она состоит, какие параметры влияют на формирование персонализированной выдачи. Как уверяли представители Яндекса в своем пресс-релизе, по умолчанию “Калининград” включен для всех пользователей, как авторизованных, так и нет. То есть новая поисковая платформа создана для всех пользователей, имеющих историю поиска, и должна оказывать влияние на ранжирование всех типов запросов. В рамках данного мастер-класса я постараюсь выяснить, как сильно “Калининград” влияет на формирование персональной выдачи, а также на принципы продвижения сайтов в целом.

Что такое “Калининград”?


“Калининград” — это новая поисковая платформа Яндекса, состоящая из следующих частей:
  • Персонализированные поисковые подсказки, которые научились учитывать предыдущие запросы пользователя. Так, если вы уже искали информацию по запросу “титаник”, то при наборе в поисковой строке буквы “к” в числе первых результатов вы увидите подсказки “кейт уинслет” и “как снимали титаник”, а не, к примеру, “карта метро”.
  • Персонализированные результаты поиска. Это, пожалуй, самая интересная часть новой платформы. Если раньше поисковые результаты отличались только в зависимости от того, в каком городе или месте находится человек, то теперь любой пользователь может получить свои собственные результаты поиска. Добиться этого помог ввод персональных формул ранжирования документов.
Обе части поисковой платформы по умолчанию включены в настройках, но у вас есть возможность в любой момент отключить их.

Как уверяют специалисты Яндекса, ввод персонифицированных результатов улучшает качество поисковой выдачи, поскольку позволяет учитывать не только регион, но и предпочтения пользователя, историю его поисковых запросов. Теперь вместо тысячи вариантов выдачи по регионам мы будем иметь несколько миллионов вариантов SERP (по числу пользователей поисковой системы).
Так, например, если пользователь ранее искал информацию о профилях пластиковых окон, то с большой долей вероятности он увидит не “законсервированный” ТОП 10, а 10 сайтов по данной тематике, на которые он ранее уже заходил в поисках полезной информации.
Для того чтобы лучше разобраться и понять принципы работы новой поисковой платформы, мною был проведен небольшой эксперимент.

Эксперимент


Цель эксперимента: выяснить, насколько сильно “Калининград” влияет на формирование персональной выдачи, и стоит ли менять принципы продвижения сайтов, чтобы удержать трафик из Яндекса.
Условия эксперимента: был создан новый аккаунт на Яндексе с чистой поисковой историей.
Ход эксперимента:
В течение 10 дней ежедневно создавались поисковые сессии продолжительностью от 30 до 60 минут. В качестве основного запроса, по которому планировалось изменить выдачу на персонализированную, был выбран запрос “пластиковые окна”, регион поиска — Москва.
Вот так на дату старта эксперимента выглядела выдача по запросу “пластиковые окна” в регионе Москва для неавторизованного пользователя:

Так выглядела выдача по этому же запросу, но для авторизованного пользователя:

Как вы видите, выдача как в первом, так и во втором случае пока идентична.
Для эмуляции поисковых сессий был составлен список из 28 информационных и коммерческих хвостов для запроса “пластиковые окна”, по которым совершались поисковые сессии:
1. пластиковые окна цены
2. установка пластиковых окон
3. пластиковые окна калькулятор
4. пластиковые окна отзывы
5. преимущества трехкамерных стеклопакетов
6. какой профиль для пластиковых окон выбрать
7. окна rehau
8. пластиковые окна профили
9. пластиковые окна veka
10. какие хорошие пластиковые окна
11. пластиковые окна kbe
12. пластиковые окна размеры
13. как установить пластиковые окна
14. сколько стоят окна пластиковые
15. окна пвх
16. окна rehau
17. окна москва
18. окна пвх цены
19. установка пластиковых окон цены
20. где купить окна пластиковые
21. пластиковые окна как выбрать
22. фирмы по пластиковым окнам
23. установка пластиковых окон своими руками
24. отзывы о пластиковых окнах
25. фирмы по установке пластиковых окон
26. немецкие окна пластиковые
27. пластиковые окна москва установка
28. дешевые пластиковые окна цены
Был составлен список из семи сайтов (ramokna.ru, plastika-okon.ru, oknalux.ru, zavodskieokna.ru, windmaster.ru, divnie.ru, ecookna.ru), которые не входили в ТОП 10 по запросу “пластиковые окна”, но находились в ТОПе по представленным выше запросам. На данные сайты осуществлялись переходы из поисковой выдачи. Ежедневно перед началом новой поисковой сессии производилась проверка ТОП 10 по запросу “пластиковые окна” на предмет наличия изменений в выдаче.
Основная идея эксперимента заключалась в том, чтобы, совершая переходы на эти сайты, персонализировать выдачу по запросу “пластиковые окна” так, чтобы именно они попали в ТОП.
Далее предлагаю ознакомиться с результатами эксперимента.
Результаты эксперимента:
Сразу хочу отметить, что результаты в конечном итоге подтвердили все слова специалистов Яндекса. Почему “в конечном итоге”? Сначала я надеялся, что время между запуском эксперимента и первыми изменениями ТОПа будет незначительным, однако выдача персонализировалась только спустя 3 дня после завершения эксперимента с поисковыми сессиями, то есть на пересчет результатов с учетом персональных предпочтений уходит несколько дней.
В ходе эксперимента подтвердилась информация о факторах, которые учитываются Яндексом при персональном ранжировании информации:
  • кликабельность позиций от 1 до n (клики в поисковой выдаче);
  • доля ответов поисковой системы, по которым не было кликов (пропуски сайтов в выдаче);
  • доля кликов в ТОП 3 — ТОП 10;
  • время, прошедшее с момента последнего посещения сайта.
Персонализации подвержены в большинстве случаев только первые пять позиций поисковой выдачи, но в редких случаях изменяться могут и все десять.
В результате эксперимента в ТОП 10 по запросу “пластиковые окна” попало только пять избранных сайтов из семи. В этом вы можете убедиться на примере следующего скриншота поисковой выдачи.

Почему только пять сайтов из семи попали в ТОП?


На этот счет у меня есть предположение, которое связано с показателем возвратов обратно в SERP. Дело в том, что на сайтах oknalux.ru и zavodskieokna.ru в общей сложности было проведено меньше времени, и у этих сайтов в рамках моих поисковых сессий был достаточно высокий показатель отказов. Вполне возможно, что именно плохие поведенческие факторы в купе с постоянными возвратами в поисковую выдачу отрицательно сказались на месте в ТОПе.
Небольшой трюк: чтобы увидеть выдачу без учета пользовательских предпочтений (даже на аккаунте с достаточной поисковой историей) нужно добавить в адресную строку параметр &filter=person1 (где значение person может быть от 1 до 10):

Стоит отметить, что, помимо измененной выдачи, персонализировались и поисковые подсказки для созданного в рамках эксперимента аккаунта. Так, при вводе буквы “п” первые три подсказки предлагаются на основании моей истории поиска.

При этом неавторизованные пользователи видят вот такой список подсказок:

Вывод о влиянии “Калининграда” на коммерческие запросы


С большой долей уверенности можно говорить о том, что появление новой поисковой платформы не сильно скажется на ранжировании коммерческих запросов, что, в свою очередь, не должно негативно отразиться на органическом трафике из Яндекса. Связано это со следующими факторами:
1. Поисковая платформа “Калининград” не работает в реальном времени — до появления персонализированных результатов должно пройти время и, как показал эксперимент, немалое;
2. Специфика пользователей поиска. Согласитесь, что очень малое число пользователей будет искать информацию о компаниях, занимающихся продажей и установкой пластиковых окон, в течение десяти дней подряд.
Если новая поисковая платформа и повлияет на SEO, то не так сильно, как могла бы. Естественно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что ничего не мешает Яндексу через некоторое время выкатить обновление, которое еще больше увеличит персональную составляющую выдачи и сократит время до появления первых персонифицированных результатов.

Заключение


На текущий момент, исходя из полученной информации, можно сделать следующие выводы:
  • Актуальны ли в условиях новой поисковой платформы продвижение по позициям, ссылочное ранжирование? Да, поскольку попадание в ТОП 10 без персонализации дает сайту шанс получить посетителей и завоевать доверие, т.е. это своеобразный “билет” в персонально зависимую выдачу этих пользователей.
  • Стоит ли сейчас бояться “Калининграда”? Нет, поисковая платформа пока еще достаточно сырая и не работает в режиме реального времени.
  • Нужно ли учиться жить в условиях персонализации поиска? Нужно!
Дмитрий Орлов, руководитель отдела технологий Ingate:
“Мы тоже проводили анализ изменений, произошедших после запуска поисковой платформы “Калининград”. В нашем эксперименте приняли участие около ста человек, что позволило получить достаточно точную оценку степени персонализации и качества выдачи. Можем подтвердить выводы Дмитрия: по коммерческим запросам расхождение выдач у разных пользователей очень слабое. Иная ситуация по информационно-развлекательным запросам: для них персонализация гораздо заметнее, и качество выдачи значительно повысилось за счет учета интересов каждого пользователя.

Можно смело утверждать, что продвижение по позициям в условиях новой поисковой платформы для коммерческих сайтов по-прежнему актуально. Учитывая последние тенденции развития поисковых систем, мы уделяем особое внимание повышению качества и полезности сайтов наших клиентов — это позволяет достигать высоких позиций в выдаче и не опасаться, что пользователи отдадут предпочтение другим ресурсам”.
Вот несколько советов, которые смогут вам помочь сохранить достигнутые результаты в новых условиях:
1. Анализируйте пользователей и их поведение на сайте, а также те запросы, по которым они к вам приходят. Это поможет лучше понять потребности вашей целевой аудитории. Зная свою аудиторию, вы сможете адаптировать сайт под неё, сделаете его полезным и интересным.
2. Развивайте сайты, наполняя их полезным для пользователей контентом. Сделайте так, чтобы посетители приходили на ваш ресурс не только по коммерческим, но и по информационным запросам, связанным с тематикой продвигаемого сайта.
3. Улучшайте поведенческие метрики своих ресурсов, старайтесь сделать так, чтобы зайдя на ваш сайт, пользователь не захотел вернуться обратно на страницу с результатами поиска.
Жду ваших вопросов и комментариев — с удовольствием на них отвечу!

Комментарии (18)

  • Александр Загуменов05.02.2013
    Дмитрий, спасибо, что поделились опытом! Очень интересно и поучительно. Не перестаю говорить "паникерам", что Гугл включил персонализацию в 2009 году (а бета версии и постепенный вывод начался аж 2004). Тогда на западе тоже была паника, мол SEO умер и т.д. И вот 2013, органические результаты существуюит, персонализация работает, на результаты можно влиять (меньше спамом, а больше качественным контентом) и все впорядке. Просто нужно, чтобы горе-оптимзаторы (SEO-спамеры, охотники за легкой добычей) "вымерли" или поумнели. Еще раз спасибо за хорошую статью! Цитировать
     
  • Дмитрий Силаев05.02.2013
    Александр, добрый день! Рад, что статья Вам понравилась. По поводу горе-оптимизаторов я с Вами полностью согласен. :) Цитировать
     
  • Алексей05.02.2013
    Почему-то никто даже не заикнулся, что качество персонализированного трафика должно стать выше, пусть и при меньшей (а то и большей) посещаемости Цитировать
     
  • Дмитрий Силаев05.02.2013
    Алексей | 05.02.2013
    Почему-то никто даже не заикнулся, что качество персонализированного трафика должно стать выше, пусть и при меньшей (а то и большей) посещаемости
    Алексей, добрый день! В теории оно конечно так, но подтверждения этому лично мне найти пока не удалось. Именно по этому, вопрос о качестве персонализированного трафика в рамках статьи освящен не был.
    Цитировать
     
  • Борис05.02.2013
    Дмитрий Силаев | 05.02.2013
    Илья, добрый день! Это было сделано во избежании возможных "шумов" поскольку браузером я пользуюсь не только для экспериментов. :) За Ваше предложение спасибо, в одном из следующих мастер-классов обязательно учту.
    возможно, я ошибаюсь, но по моему персонализация выдачи залогиненых в своем акке Яндекса пользователей была давным давно (сколько сео занимаюсь:). Калининград и эксперимент немного не торт имхо)
    Цитировать
     
  • Илья05.02.2013
    А почему для чистоты эксперимента был использован только новый аккаунт в Яндексе? Необязательно быть залогиненым в Яндексе, чтобы он смог отследить историю вашего поиска. Браузеры, бары легко запоминают всю эту информацию. Цитировать
     
  • Александр05.02.2013
    Все это конечно хорошо, но есть одно но. Кто собирает эти данные по интересам. В том же яндексе, если ты пользуешься яндекс мани, значит там есть все твои данные вплоть до паспорта. Отсюда получаем, Вася Пупкин, № паспорта 000, ИНН 000 - интересуется электроникой и нанотехнологиями, активно высказывается на форумах таких то, ведет блог тот то и т. д. Кому нужна эта глобальная статистика с полными данными о человеке. Цитировать
     
  • Дмитрий Силаев05.02.2013
    Илья, добрый день! Это было сделано во избежании возможных "шумов" поскольку браузером я пользуюсь не только для экспериментов. :) За Ваше предложение спасибо, в одном из следующих мастер-классов обязательно учту. Цитировать
     
  • Алекс05.02.2013
    Кто знает - почему такое название "Калининград"? Цитировать
     
  • Yevgen_lee05.02.2013
    Из далека зашли)) Цитировать
     
  • Дмитрий Силаев05.02.2013
    Александр | 05.02.2013
    Все это конечно хорошо, но есть одно но. Кто собирает эти данные по интересам. В том же яндексе, если ты пользуешься яндекс мани, значит там есть все твои данные вплоть до паспорта. Отсюда получаем, Вася Пупкин, № паспорта 000, ИНН 000 - интересуется электроникой и нанотехнологиями, активно высказывается на форумах таких то, ведет блог тот то и т. д. Кому нужна эта глобальная статистика с полными данными о человеке.
    Александр, добрый день! Статистика нужна всем и всегда, Яндексу она нужна для большего удовлетворения своих пользователей результатами выдачи. Другими компаниями, на подобии Facebook, статистика используется/использовалась в рекламных целях или для продажи третьим лицам. :)
    Цитировать
     
  • Дмитрий Силаев05.02.2013
    Алекс | 05.02.2013
    Кто знает - почему такое название "Калининград"?
    Яндекс продолжает играть в города, предыдущий алгоритм носил название Рейкьявик, отсюда и появился город на К. :)
    Цитировать
     
  • ivan06.02.2013
    Зачем яндекс когда все пользуються гуглом ? Цитировать
     
  • Денис06.02.2013
    Благодарю за публикацию, есть над чем подумать. Цитировать
     
  • Дмитрий Силаев06.02.2013
    ivan | 06.02.2013
    Зачем яндекс когда все пользуються гуглом?
    К сожадению, более 50% пользователей Рунета с Вами не согласятся. Денис,Светлана, рад что статья была Вам интересна. :)
    Цитировать
     
  • Светлана06.02.2013
    Да, интересная статья, спасибо...Согласна с Александром, что в Гугле это уже давно и ничего, трафик стабильный, а когда только вышел персональный поиск в гугле, тоже помню коленки дрожали. Цитировать
     
  • Гагиг06.02.2013
    Унылое говно ((( Цитировать
     
  • Сергей Людкевич06.02.2013
    Один только я вижу пробелы в логике эксперимента и выводах? Была поставлена задача кликать 10 дней. Получили результат, что это влияет на пресональную выдачу. А потом сделали вывод, что фиг с ним, т.к. 10 дней кликать никто не будет. Т.е. экперимент ставился в ЗАВЕДОМО нереальных условиях. А почему не поставить эксперимент в тех ситуациях, которые БУДУТ? Например, покликать один-два день, а потом посмотреть, будет ли влияние и через сколько дней?

Комментариев нет:

Отправить комментарий